СВЕДЕНИЯ О СРЕДСТВАХ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочии тетради, раздаточный материал и т.д.)
-электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).
-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари),набор Фребеля, сборные большие интеллектуальные конструкторы и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный ( мягкий.напольный),средний и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): "семья", «Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские (экспериментальные) уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Спортивный зал с физкультурным оборудованием:
спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, шведская стенка, спортивный комплекс с кольцами, канатом; баскетбольные стойки, скамейки гимнастические, маты гимнастические, палки гимнастические, скакалки, кегли, мешочки с грузом, мячи набивные (большой, малый), стойки для подлезания, кольцеброс, мячи баскетбольные, теннисные ракетки, игровые модули, маски и атрибуты для всех видов подвижных игр и в том числе и детей-инвалидов.
На участке детского сада оборудована спортивная площадка для физический занятий детей на свежем воздухе.
Имеются разнообразные спортивные комплексы и пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, «дорожка здоровья», яма для прыжков.
На игровых прогулочных площадках имеются: новые крытые игровые навесы с развивающим игровым оборудованием; крытые песочницы, столики для игр с водой, столиками для настольных игр и занятий, деревянные и пластмассовые домики, бесседки, игровой спортивный комплекс; растет множество видов хвойных и лиственных деревьев, цветущие кустарники, а также разбиты цветники, клумбы, огороды для экологического воспитания дошкольников.
Физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) Совместно с родителями и детьми воспитатели изготовили нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, разнообразные гири, гантели, наполненные песком, фасолью, гречкой. Развивать координацию движений помогают сшитые руками педагогов "осьминоги", дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Музыкальный зал: рояль, электронное фортепиано, акустическая система, мультимедийное оборудование, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, фонотека, набор портретов композиторов, театральный уголок - ширма, музыкальная литература.
Музыкальный уголок в группах: многообразие музыкальных инструментов, которые доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Уголок театрализованной деятельности и уголок для сюжетно-ролевых игр в группах располагается недалеко друг от друга. Ниши, ширмы помогают в организации пространств: театральные настольные и напольные ширмы и разнообразие наборов кукол (ростовые, пальчиковые и плоскостные) для разыгрывания сказок; авторские театрализованные наборы, сделанные совместно детьми с воспитателями.
Уголок художественно-изобразительной деятельности для самостоятельной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации. Создание эколого-развивающей среды рассматривается как метод экологического воспитания. Для развития экологической культуры используются иллюстрированный материал и наглядные пособия.
Все кабинеты и группы ДОО оснащены техническими средствами для использования современных информационно-коммуникационных технологий для работы с детьми, в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.